Свобода — что? где? когда?
14.09.2021
Свобода декларируется как самая большая ценность человека. А что такое на самом деле «свобода», возможна ли абсолютная свобода, в какой момент она существует и в каком виде?
На эту тему «у меня есть мысль, и я её думаю».
Свобода определяется как состояние, когда только ты сам являешься причиной своих действий, без оглядки на окружающие обстоятельства. Возможна ли такая свобода? Очевидно, что нет. Наши действия ограничивает и обуславливает огромное количество факторов, начиная от физиологии (попробуйте своим решением остановить дыхание, на какой минуте вас вернёт в колею инстинкт самосохранения?) и заканчивая законодательной системой государства, в котором человек живёт. Захотеть сделать можно что угодно, реально сделать – далеко не всё.
За что же борются ратующие за свободу? Чаще всего за «свободу воли» человека. Да, есть некая разница.
Свобода воли — это способность человека сделать выбор, вне зависимости от окружающих обстоятельств. То есть борьба за «свободу воли» — это борьба за право человека реализовывать эту способность, делать выбор и самому определять свой Путь и Цели.
Итак, «свобода воли» у нас есть, выбор сделан, определён Путь, и эта свобода у человека заканчивается в тот же момент. Вот такой парадокс. Свобода у вас есть только один миг, в момент выбора Пути. Дело в том, что дальше по выбранному Пути нужно идти, идти к достижению Цели.
Любой Путь диктует ограничения, необходимость учиться, подчиняться, нарабатывать навыки, развиваться физически, духовно, интеллектуально. Он требует сил, времени, концентрации внимания и намерения, словом, мобилизации всех способностей человека. Чем быстрее хочется достигнуть Цели, или чем грандиознее Цель, тем больше нужно усилий. Усилий воли, да, да, здравствуй, пресловутая «сила воли». Сила воли позволяет преодолеть Путь и достигнуть Цель (здравствуй, «Капитан Очевидность»).
Можно, конечно, не выбирать Путь, ничего не преодолевать и не достигать никаких Целей но, как ни странно, это тоже выбор Пути и на нём свои сложности. А просто «свободы» опять нет. Вот как-то так.